Целью саморегулирования рекламной индустрии назвали повышение доверия потребителя к рекламе

27 Сентябрь 2018

Ассоциация коммуникационных агентств России совместно с Торгово-промышленной палатой РФ провела панельную дискуссию, посвященную процессам саморегулирования в рекламной сфере. Повышение доверия потребителей к рекламе и формирование эффективной инфраструктуры медиации названы стратегическими целями саморегулирования рекламного рынка.

В рамках деловой программы 26-ой международной выставки РЕКЛАМА-2018 на площадке Экспоцентра прошла панельная дискуссия «Саморегулирование отрасли. Создание СРО». К участию были приглашены представители разных сторон рекламной индустрии включая производителей и распространителей рекламы, индустриальные юристы крупнейших рекламодателей, представителей Федеральной антимонопольной службы, Торгово-промышленной палаты России, эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России и других ведущих индустриальных объединений. Модератором дискуссии выступил Сергей Пискарев – Президент АКАР, Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы, советник генерального директора ООО "НРА".

К настоящему времени полностью завершена подготовительная работа по созданию СРО в Санкт-Петербурге - пилотном субъекте проекта. Определены учредители и первые участники СРО, разработан Устав организации, избрано Правление и сформирована структура СРО. В июле 2018 года новая структура получила регистрацию в Минюсте РФ.

Сергей Пилатов, Председатель правления Ассоциации маркетинговой индустрии "Рекламный совет", подводя итоги первого этапа создания СРО, отметил необходимость синхронизации деятельности органа рекламного саморегулирования с федеральными индустриальными объединениями, ТПП РФ и ФАС РФ. По его словам, экспертные советы при территориальных отделениях ФАС, на которые сегодня ложится часть работы, поддерживают идею формирования органа саморегулирования, объединяющего экспертизу ведущих индустриальных ассоциаций. «Мы решили важную проблему: как объединить рекламодателей, рекламопроизводителей и распространителей рекламы для повышения доверия потребителя к рекламе и доверия власти к индустрии», - заявил Пилатов.

Эксперты из числа группы корпоративных и индустриальных юристов, созданной ТПП РФ и Ассоциацией "Рекламный Совет", Евгений Орешин, Советник Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP и Ирина Шурмина, Старший юрист Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP представили для обсуждения общую концепцию будущего органа саморегулирования и первоочередные шаги в части подготовки предложений по поэтапной синхронизации законодательства с процессами в сфере рекламного бизнеса. Основная задача СРО - создание условий для добросовестной конкуренции. “Задачами СРО является разрешение основных спорных вопросов, возникающих у субъектов рынка в области рекламы, и поддержание добросовестной конкуренции на рынке. И нам для этого предстоит еще много сделать - зачастую позиция юристов может достаточно серьезно отличаться. Но сегодня мы сумели объединить индустриальных и корпоративных юристов, специалистов юридических фирм — это уже само по себе хорошее начало для того, чтобы гарантировать квалифицированную юридическую поддержку и успех данного проекта”, - отметил Кирилл Соболев, заместитель генерального директора по юридическим вопросам ООО «НСК».

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров обратил внимание на необходимость обеспечения нулевого барьера по вхождению в СРО новых участников для формирования доверия к новому институту со стороны бизнеса и граждан. «То, что сейчас делается — это полное соответствие международному опыту тех стран, которые мы привыкли называть «развитыми» – создание формы, сочетающей государственное регулирование и саморегулирования», – подчеркнул он.

«Информационное взаимодействие вполне допустимо. Мы сейчас на экспертные советы выносим вопросы, которые потом реализуются в наших решениях, после рассмотрения и принятия решения экспертным советом в СРО с тем, чтобы процедура тоже была объективной и не было сомнения в том, что здесь конкуренты подавляют других участников рынка, лишая коммуникации. Можно ввести двухступенчатое рассмотрение. Первая стадия – рассмотрение жалобы. Если участник процесса не согласен с решением СРО, то можно ввести кассационное рассмотрение и на этом этапе получить заключение ФАС. При этом заключение ФАС не должно быть обязательным. Решение СРО может быть обжаловано в суде без дополнительного обращения в ФАС. И, как и сейчас, правоприменительная практика будет формироваться в соответствии с решением судов», – заявил Кашеваров.

По статистике количество отмененных решений ФАС, от числа вынесенных, не превышает 0,5% в течении последних 5 лет. По словам Кашеварова, наработано достаточно практики и, если СРО на каком-то этапе будет портить эту статистику — это абсолютно нормально. «Включение нового регулятора на этом рынке будет проходить с определенными издержками, но это вполне нормальный и естественный процесс», – сказал представитель ФАС России.

Говоря о преимуществах, которые может предоставлять СРО, Сергей Пилатов указал на необходимость продемонстрировать обществу, что институт саморегулирования может работать быстрее чем любой государственный орган. «Мы должны будем на определенном этапе показать потребителю, через общество потребителей, через институты гражданского общества то, что мы как рекламисты готовы работать цивилизованно, мы несем за себя ответственность», - подчеркнул он.

Крупнейшие рекламодатели России также заинтересованы в развитии системы саморегулирования в рекламе. Анастасия Шкарина, Руководитель юридического департамента Unilever рассказала, что корпорация поддерживает инициативы по саморегулированию в области рекламы во всем мире. «Мы как юристы чаще говорим о интеллектуальной собственности. В бизнесе чаще говорят о стоимости бренда. Основным фактором является доверие потребителя к продукции. Доверие формируется за счет качества продукта и достоверной, справедливой, честной рекламы. Более того, добросовестная и справедливая реклама – это часть устойчивого развития бизнеса компании. Поскольку стоимость бренда формируется годами, десятилетиями компания прежде всего заинтересована, в том чтобы реклама содержала честное утверждение с точки зрения качества продукта», - отметила Шкарина.

Согласно принятым в 2015 году изменениям в закон о Защите конкуренции, практически все статьи по недобросовестной конкуренции получили институт предупреждений. Применительно к закону о Рекламе эксперты видят в деятельности СРО распространение института предупреждений на рекламную сферу и устранение диспропорции в правоприменительной практике.

Одно и тоже лицо, за одну и ту же кампанию не будет наказано дважды. При реализации принципа первичности в рассмотрении дела (обращение рассматривает или ФАС или СРО) - не должно возникать ни дублирования, ни параллелизма.

Сегодня эксперты, занятые в процессе формирования системы саморегулирования в рекламе, говорят о скорее о расширении возможностей для потребителей и компаний защищать свои права и интересы. По мнению участников дискуссии, у СРО есть все возможности это эффективно, быстро и квалифицировано.


Члены АКАР
Партнёры АКАР