Алан Абаев: “Профессионально-общественная аккредитация - эффективный инструмент, повышения конкурентных преимуществ ВУЗов”

24 Сентябрь 2018

С 2012 года в России, наряду с другими преобразованиями в сфере высшего образования, происходит формирование системы профессионально-общественной аккредитации (ПОА). Ассоциация коммуникационных агентств России проводит профессионально-общественную аккредитацию программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры по направлениям обучения в области маркетинга, рекламы и связей с общественностью. О возможностях, которые создает ПОА для ВУЗов, особенностях ПОА АКАР мы поговорили с заведующим кафедрой маркетинга и рекламы ИЭУП РГГУ, председателем Комиссии АКАР по профессионально-общественной аккредитации, профессором Аланом Лазаревичем Абаевым.

Институт профессионально-общественной аккредитации образовательных программ уже достаточно давно работает у нас в стране, при этом о роли самой ПОА и ее возможностях говорится достаточно мало. Каково значение профессионально-общественной аккредитации?

А.Л.: Профессионально-общественная аккредитация призвана оценить соответствие аккредитуемой образовательной программы потребностям рынка труда, т.е. запросам потенциальных работодателей. Соответственно, она позволяет бизнесу, государственным органам власти на разных уровнях, да и самому образовательному сообществу иметь понятные основания для того, чтобы считать успешной подготовку специалистов определенной профессии в конкретных ВУЗах, основываясь не только на их известности, но и полагаясь на результаты профессиональной и общественной оценки конкретной образовательной программы.

Говоря о положительных критериях и конкуренции, какие преимущества получает образовательное учреждение, чьи программы прошли такую аккредитацию?

А.Л.: Преимуществом ПОА является тот факт, что полученные результаты могут оказать большое влияние на распределение бюджетных мест и государственных средств, выделение грантов и стипендий негосударственными организациями и т.п. Они могут быть также актуальны для абитуриентов и их родителей при выборе вуза. Также результаты проверки образовательной программы экспертами, представляющими отрасль, могут стать одним из элементов, которые будут учитываться экспертами Рособрнадзора. Сегодня, когда информации очень много и она распространяется очень быстро, важно иметь в информационном поле дополнительные положительные критерии, определяющие конкурентные преимущества вуза и/или конкретной образовательной программы.
Кроме того, это систематизация процессов обучения в ходе подготовки к аккредитации. Это получение от экспертов конкретных рекомендаций, позволяющих улучшить качество образовательного процесса, в особенности в части обеспечения практик и стажировок студентов и подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ. Наконец, в самом факте успешного прохождения профессионально-общественной аккредитации образовательной программы. Наличие такого свидетельства способствует повышению доверия потенциальных работодателей к выпускникам данных программ, а для образовательного учреждения это позитивный фактор при прохождении государственной аккредитации.


Чем отличается профессионально-общественная аккредитация отличается от государственной?

А.Л.: Во-первых, они отличаются целями. Государственная аккредитация призвана определить соответствие образовательных программ государственным образовательным стандартам, в первую очередь, с точки зрения обеспечения материально-технические, учебно-методические условий обучения. Профессионально-общественная аккредитация, в свою очередь, оценивает качественный уровень подготовки выпускников и степень признания этого качества представителями отрасли, как в момент аккредитации, так и при найме на работу за предыдущие годы. Второе отличие -- объект проверки. Государственная аккредитация обычно проводится по отношению к вузу, институту, факультету, кафедре. Естественно, в рамках такой комплексной работы проверяются конкретные образовательные программы, но изучение каких-либо отдельных образовательных программам в рамках государственной аккредитации – исключительное явление. При профессионально-общественной же аккредитации проверяются точечно именно образовательные программы, причем, в данном случае, вполне возможна проверка образовательной программы только одного уровня, например, бакалавриата, тогда как при государственной аккредитации обычно проверяются все уровни подготовки.

Еще одним отличием является состав экспертов, привлекаемых к аккредитации. При государственной аккредитации эксперты определяются Министерством образования и науки РФ в соответствии с критериями, имеющими первостепенное значение в образовательной сфере. При профессионально-общественной аккредитации первостепенное значение при выборе экспертов имеют такие критерии как: опыт работы в профессиональной сфере, управленческий опыт, достигнутые профессиональные результаты, известность в профессиональном сообществе и другие. Фактически экспертами в данном случае выступают сами работодатели. При этом важно, чтобы эти работодатели имели прямое отношение к образовательной сфере, например, преподавали в вузах, проводили мастер-классы, принимали студентов на практику и стажировки в свои компании.


АКАР с 2015 года проводит профессионально-общественную аккредитацию программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры ведущих вузов страны по направлению в области маркетинга, рекламы, связей с общественностью. О каких результатах можно говорить на сегодняшний день?

А.Л.: Нам еще предстоит сделать системный анализ результатов проведения аккредитации, но уже сейчас можно отметить, что проделанная работа оказалась весьма полезной для тех вузов, в которых она была проведена. Организация профессионально-общественной аккредитации в АКАР показала свою востребованность и эффективность. На сегодняшний день Комиссия АКАР по ПОА аккредитовала порядка 20 программ по рекламе, маркетингу, связям с общественностью и смежным дисциплинам в нескольких ведущих вузах России. За время существования ПОА АКАР мы отметили, что она может рассматриваться и как современное, эффективное средство коммуникации образовательных учреждений с различными контактными аудиториями: бизнес-сообществом, государственными организациями, абитуриентами, спонсорами и другими. У потенциальных работодателей же появляется возможность иметь понятные критерии оценки работы вузов (и других учебных заведений) по подготовке специалистов соответствующих направлений деятельности. Перечисленные критерии имеют положительное влияние на качество образовательного процесса и повышает эффективность работы образовательных учреждений в целом.

Расскажите как построена в АКАР работа по профессионально-общественной аккредитации и каковы критерии оценки образовательных программ?

А.Л.: В Ассоциации коммуникационных агентств России для обеспечения работы по профессионально-общественной аккредитации созданы Комиссия по профессионально-общественной аккредитации и Аккредитационный Совет. Комиссия по ПОА ставит перед собой цель выявить и распространить наиболее результативные образовательные программы, что повлечет повышение качества профессионального образования и конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда.
В ходе ПОА АКАР проверяются материалы, позволяющие оценить активность и качество подготовки обучающихся: отзывы и характеристики с мест прохождения практик, качество курсовых и выпускных работ, проектная и творческая деятельность обучающихся, количество участников студенческих мероприятий и качество их участия, как в вузе, так и за его пределами и другие критерии. В идеале при проведении профессионально-общественной аккредитации нужно оценивать выпускника в соответствии с его портфолио. Также оцениваются данные не только за текущий учебный год, но и за предыдущие годы. В ходе процесса аккредитации выясняется мнение как самих выпускников о качестве подготовке, так и работодателей, которые фактически ранее принимали на работу выпускников аккредитуемой программы.
Важно отметить, что на сегодняшний день складывается такая практика, когда экспертами по профессионально-общественной аккредитации являются специалисты, работающие одновременно и в бизнесе и в образовании. Конечно это, с одной стороны, в определенной степени затрудняет проведение аккредитационных мероприятий, но, с другой стороны, позволяет предоставлять услугу по проведению профессионально-общественной аккредитации на высоком и качественном уровне.


Мы говорили о преимуществах, которые дает образовательным учреждениям профессионально-общественная аккредитация, а каковы преимущества АКАР как оператора этой деятельности? Почему ВУЗы обращаются именно в АКАР?

А.Л.: Сейчас многие организации хотят заниматься профессионально-общественной аккредитацией. Но не всегда такая деятельность соответствует возможностям и целям организаций. Для АКАР профессионально-общественная аккредитация является органически присущим направлением деятельности в силу масштабности и серьезной образовательной деятельности организации.
АКАР тщательно подходит к отбору экспертов и проводит обязательную сертификацию. Затем Аккредитационный Совет АКАР определяет список экспертов для проведения профессионально-общественной аккредитации конкретной образовательной программы и несет полную ответственность за их работу. При проведении аккредитации эксперты обязаны детально ознакомиться с материалами, подготовить экспертное заключение по конкретной образовательной программе, провести анкетирование, встретиться со студентами и выпускниками, подготовить конкретные предложения для руководства образовательной программой и вуза и провести еще целый ряд работ.
Важно также отметить максимальную гибкость АКАР в вопросе стоимости профессионально-общественной аккредитации, которая зависит от нескольких составляющих: количества программ, поданных на аккредитацию; состава экспертов; расходов на проезд и размещение экспертов и других факторов.

В числе прошедших ПОА АКАР - ведущие российские ВУЗы: ВШЭ, РУДН, РЭУ им. Плеханова, СПбГУ, РАНХиГС. Но это в первую очередь Москва и Санкт-Петербург. Как АКАР работает с ВУЗами в других регионах и насколько отличаются уровни образовательных программ этих ВУЗов в критериях профессионально-общественной аккредитации?

А.Л.: Комиссия АКАР по ПОА находится в контакте со многими ВУЗами из различных регионов России. Представители ВУЗов хотят пройти ПОА и уточняют разные моменты: стоимость, сроки, состав экспертов и т.п. Но главный вопрос: зачем ВУЗам проходить ПОА. Мы довольно подробно объясняем почему это необходимо сделать и почему именно в АКАР. Мы рассматриваем различные варианты работы с ВУЗами по проведению ПОА, в первую очередь предлагаем гибкую систему цен на выполнение работ по ПОА.
Что касается уровня образовательных программ в различных ВУЗах, то они сильно отличаются от ВУЗа к ВУЗу и ПОА способствует тому, чтобы образовательные программы ВУЗов выходили на самый высокий качественный уровень.
Но, конечно, пока региональные ВУЗы проявляют меньшую заинтересованность в прохождении ПОА, чем хотелось бы. И активизация этого направления работы является одной из важнейших задач Комиссии АКАР по ПОА на сегодняшний день.


Члены АКАР
Партнёры АКАР