Секция юристов АКАР: Как использовать символику Чемпионата мира по футболу 2018 в рекламе | АКАР

Секция юристов АКАР: Как использовать символику Чемпионата мира по футболу 2018 в рекламе

30 Май 2018

29 мая в АКАР состоялся семинар «Проблемные вопросы в рекламе в период проведения Чемпионата мира по футболу», призванный познакомить агентства с юридическими аспектами использования бренда чемпионата и футбольной атрибутики в рекламных кампаниях.

Рекламодатели активно используют Чемпионат мира по футболу как возможность проведения маркетинговых кампаний и акций на основе футбольной тематики, которая ассоциируется с самим мероприятием. В некоторых случаях такие кампании несут риски, связанные с незаконным использованием торговых знаков и символики Чемпионата. Таким правом обладают только официальные спонсоры и партнеры.

По инициативе секции юристов АКАР был организован специальный семинар, посвященный легальному использованию тематики чемпионата и вопросам охраны бренда и символики ЧМ-2018. В качестве основного спикера был приглашен Алексей Швецов, советник по вопросам защиты бренда Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) - правообладателя символики чемпионата. Модератором семинара выступила руководитель секции юристов АКАР Марианна Иванова, начальник юридического управления Газпром-Медиа.

К товарным знакам Чемпионата относятся как графические символы кубка, символика городов, так и названия страны и городов-участников в сочетании с годом проведения, название чемпионата и федерации, шрифт.

Проведение Чемпионата мира по футболу регулируется рядом нормативно-правовых актов: это, в первую очередь, специальный закон "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Гражданский кодекс РФ, законы “О рекламе” и “О защите конкуренции”. Именно на них опирается ФАС при рассмотрении обращений ФИФА о нарушениях.


Наиболее частым нарушением является незаконное использование товарных знаков. Нарушением также могут стать маркетинговые акции, которые проводят социальные сети, кафе и рестораны. Риски для рекламодателя создают и проводимые розыгрыш билетов на матчи Чемпионата . “Закон запрещает проводить акции по розыгрышу билетов. Это эксклюзивное право партнеров,” – уточнил Алексей.

Регламент ФИФА закрепляет за федерацией все коммерческие права на ЧМ и символику ЧМ, дает определение и перечень символики, содержит положения о запрете паразитического маркетинга и недобросовестной конкуренции, а также о защита билетной программы. По словам Алексея Швецова, Регламент дает полное представление возможностях легального использования символики ЧМ, формулирует позицию ФИФА и акцентирует внимание на те положения, на которые будет опираться Федерация при рассмотрении споров о законности использования товарных знаков ЧМ в рекламе.

Тем не менее, документ представлен только в редакции на английском языке, что затрудняет работу с ним для локальных представителей рекламного рынка.

По мнению Швецова при планировании маркетинговой кампании обязательно следует учитывать период проведения кампании или акции, место размещения, упоминание городов-участников, сочетание футбольной тематики с названием чемпионата - все то, что создает умышленную ассоциацию с Чемпионатом.

В качестве позитивных примеров интеграции футбольной тематики были упомянуты кампании популярных брендов, использующих образы футболистов и футбольную символику без ассоциаций с конкретным событием.


Комментарии

  • Доступны HTML теги: <b> <i> <em> <strong> <code> <ul> <ol> <li>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Члены АКАР
Партнёры АКАР