В ТПП РФ обсудили условия увеличения негосударственных инвестиций в спорт

29 Май 2018

АКАР выступил инициатором специальной конференции ТПП РФ, посвященной повышению привлекательности профессионального спорта как бизнеса для негосударственных инвесторов. Эксперты называют развитие сегмента спортивного маркетинга ключевым фактором будущего роста.

Конференция «Рекламные инвестиции в спорт: эффективное взаимодействие правообладателей и рекламных организаций по формированию и продвижению коммерчески привлекательных предложений для рекламодателей» прошла 24 мая на площадке ТПП РФ. С инициативой проведения мероприятия выступила Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), Комитет Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере спорта и Российская ассоциация маркетинговых услуг (РАМУ).

В конференции приняли участие: заместитель министра спорта Павел Новиков, заместитель начальника Управления Президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета РФ Алексей Кулаковский, координирующий взаимодействие Администрации Президента РФ с Правительством России, Олимпийским комитетом и руководителями всероссийских спортивных и общественных организаций; начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере спорта Вячеслав Копьев, первый вице-президент АКАР Алексей Ковылов, (Grey/Geometry); председатель комитета АКАР по спортивному маркетингу Сергей Бархударьян (Publics Media Sport & Entertainment); представители рекламных агентств, руководители спортивных клубов и средств массовой информации.

Вячеслав Копьев отметил, что проблематика конференции шире и тему можно рассматривать как взаимодействие спорта и бизнеса в целом. “К сожалению, у нас нет достаточной практики, заинтересованности в инвестициях в спорт, не только в рекламные возможности, – сказал Копьев, – Спорт в нашей стране традиционно базируется на государственной поддержке и развивается там, где есть административный ресурс”. Необходимо использовать опыт тех стран, где спорт существует за счет частных инвестиций, а государство поддерживает только наиболее крупные мероприятия, такие как олимпиады и чемпионаты мира, заявил Копьев.

Сергей Бархударьян, говоря о причинах, препятствующих активному привлечению частных инвестиций в спорт, назвал несколько основных проблем, первая из которых – недостаток доверия между участниками рынка. Кроме того, потенциальные инвесторы не до конца понимают источники возврата вложений и возможности, которые предоставляет рекламная модель. “На рынке существует дефицит необходимых ресурсов в виде достаточного количества квалифицированных кадров. В целом коммуникация хаотична: каждый решает свои цели и задачи, нет четкого регулирования коммуникации, нет конкретного паттерна поведения всех участников рынка. Из-за этого есть потери – нет прозрачности коммуникации. Все стороны ощущают недостаток прозрачности в ценообразовании. Многие цены не являются рыночными,” – поделился Бархударьян.

Генеральный директор Roden-Media Денис Романовский, в свою очередь, отметил, что спортивным федерациям и клубам необходимо работать над повышением коммерческой привлекательности спортивного продукта: делать шоу из матчей, работать над улучшением имиджа спортсменов, взаимодействовать со СМИ и аудиторией социальных сетей.

Алексей Смертин, исполнительный директор ФК «Локомотив», поделился опытом клуба в этом направлении: в нынешнем сезоне менеджменту клуба удалось достичь заметной динамики: “Если не брать поступления от основного партнера и генерального спонсора, наш доход состоит из двух частей. Первое – это доходы от MatchDay, второе – спонсорские партнеры и рекламодатели. Мы совершенно открыты для всех, можем привести конкретные цифры. За минувший сезон «Локомотив» заработал порядка 200 миллионов рублей на спонсорах и 320 – на мероприятиях в дни матчей. Полмиллиарда по двум показателям. На наш взгляд, это очень неплохой результат”, – заявил Смертин. Рекламодателей в первую очередь интересует размер аудитории, и здесь спортивные клубы попадают в высококонкурентную среду. “Мы обязаны делать шоу. Если хотим забирать аудиторию у других способов проведения досуга, то должны соответствовать, делать все возможное, чтобы люди в воскресенье пошли не в торговый центр или кино, а на стадион,” – резюмировал Алексей Смертин.

“Источников монетизации спорта предостаточно, – убежден председатель Комитета спортивного маркетинга АКАР Сергей Бархударьян, – Необходимо правильно выработать инструментарий того, как могут зарабатывать спортивные правообладатели. Спорт сегодня многогранен, предложений на рынке очень много. Рекламодателям, которые теряются в этом многообразии, необходимо понимать точку входа. В стране спортивная экосистема довольно широкая, рынок для рекламодателей открыт”.

В значении уровня качества системы спортивной подготовки уверен Алексей Кулаковский. “Появятся в том же футболе выдающиеся достижения и мировые знаменитости, – рекламодатели не заставят себя ждать. Одновременно нужны системные решения, в том числе на законодательном уровне, стимулирующие профессиональный спорт увеличивать коммерческие доходы в условиях сокращения государственного бюджетного финансирования. Вопрос небюджетного финансирования профессионалов спорта становится более чем актуальным. Коммерческая привлекательность этой деятельности в законе уже закреплена, и мы можем это развивать на законодательном уровне,” – заявил Кулаковский.

Заместитель министра спорта Павел Новиков обратил внимание на важность внедрения государственно-частного партнерства и механизма софинансирования не только в строительстве, но и последующей эксплуатации спортивных объектов, обучении менеджеров спортивных организаций лучшим практикам коммерческого использования спортивной инфраструктуры. За десять лет было построено 50 тысяч спортивных объектов, однако доля бизнеса в их финансировании составила всего 13 %.

В числе вопросов, требующих системной проработки звучали: необходимость внедрения профессиональных стандартов и развитие системы повышения компетенции специалистов в области маркетинговых коммуникаций, соответствие требований рекламодателей к спортивному продукту при планировании маркетинговых кампаний; улучшение взаимодействия между всеми участниками рынка спортивного маркетинга; роль букмекерских компаний на рынке; ограничения, содержащиеся в законе о рекламе, и их влияние на рынок.

Со стороны законодательного регулирования было предложено проанализировать существующие ограничения рекламы отдельных товаров с точки зрения их влияния на развитие спонсорства и упорядочить механизм отчислений на спорт от рекламы разрешенных видов товаров.

По итогам конференции решено создать рабочую группу из представителей агентств, медиа, рекламодателей, спортивных организаций для выработки предложений по стимулированию развития рынка спонсорства и рекламы в сфере спорта, а также росту доверия между его участниками рынка, достижению прозрачности и саморегулирования рынка.


Комментарии

  • Доступны HTML теги: <b> <i> <em> <strong> <code> <ul> <ol> <li>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Члены АКАР
Партнёры АКАР