Рынок рекламы в кинотеатрах в 2014 году

Объём рынка рекламы в кинотеатрах (кинорекламы) по итогам 2014 года составил 1.04 млрд. руб., что на 20% ниже соответствующего показателя прошлого года. Доля данного сегмента медиарекламного рынка России за год упала с 0.40% до 0.31% от общего объёма рекламных бюджетов.
 
Современный рынок кинорекламы в России включает в себя два основных компонента:
·        рекламные ролики на экранах перед началом сеанса – так называемая «экранка»;
·        размещение indoor-рекламы в фойе кинотеатров (как статичной, так и в варианте digital), брендирование и различные виды BTL-активности – «неэкранка».
 
До недавнего времени в структуре российского кинорекламного рынка довольно значительную роль играл неэкранный сегмент. В отдельные периоды доля его бюджетов достигала четверти (и более) от всех расходов на рекламу в кино, в то время как в развитых странах данный показатель находится, как правило, на уровне не выше 5-10%. Но в последние годы по своей структуре российский кинорекламный рынок стал постепенно приближаться к европейским. В настоящее время однозначно наблюдается тренд на снижение веса неэкранного сегмента за счёт укрепления позиций экранной рекламы. По итогам 2014 года на долю экранной рекламы приходится уже 89% всех кинорекламных бюджетов, или 930 млн. в рублёвом эквиваленте, а на долю «неэкранки» остается всего 11% или порядка 110 млн.руб.
Экранная реклама в последние годы является основным драйвером кинорекламного рынка. На фоне естественного падения доли «неэкранки», именно её динамика позволяет говорить о реальном направлении вектора развития рынка рекламы в кино. В отчётном году объём экранной рекламы сократился на 15% по отношению к предыдущему при падении на 45% бюджетов в сегменте «неэкранки».
Объёмы рекламы в кинотеатрах в 2013-2014 гг.
 
 
Объем рекламных бюджетов, млн.руб.
Динамика, %
2013
2014
2014 к 2013
Экранка
1 100
930
-15%
Неэкранка
200
110
-45%
ВСЕГО
1 300
1 040
-20%
 
На сегодняшний день, по данным «Невафильм Research», в России работает 1167 коммерческих кинотеатров, насчитывающих 3743 кинозала. Более половины из них – свыше 2000 залов – принадлежат 29 федеральным киносетям, около 8% приходится на относительно крупные региональные сети, а остальные на местные киносети (12%) и независимые кинотеатры (27%). Однако далеко не все кинотеатры интересны для рекламодателей и являются активными медиаплощадками для рекламного рынка. Порядка 80% всех рекламных бюджетов  экранной рекламы распределены между всего четырьмя крупнейшими федеральными киносетями («Каро Фильм», «Формула кино», «Синема Парк» и «Люксор»).
 
Большая часть кинорекламы (примерно 85% в денежном выражении) на сегодняшний день реализуется двумя профессиональными продавцами, остальное – кинотеатры продают самостоятельно. Крупнейшим игроком в сегменте продажи кинорекламы является компания Vi Plazma (занимается продажами экранной рекламы в федеральных киносетях «Формула кино», «Синема Парк», «Люксор», а также в ряде региональных сетей). Помимо Vi Plazma, заметную роль на рынке играет компания «Синема 360», также имеющая в качестве партнёров по продаже экранной рекламы ряд киносетей, в том числе, одну из крупнейших – «Каро Фильм». Кроме того, «Синема 360» активно работает в области «неэкранки».
 
Если говорить о структуре рекламодателей, стоит отметить, что в кинотеатрах она имеет свои специфические особенности, обусловленные тем, что данное медиа позиционируется как направленное на наиболее активную аудиторию. По итогам 2014 года больше всего рекламы на коммерческой основе приобрели рекламодатели автомобилей (большее всего бюджетов потратили на рекламы в кино Daimler, Toyota, GM и др.) и сопутствующих им товаров (Роснефть, Лукойл и др.), операторы сотовой связи (Мегофон, МТС, Вымпелком, Tele2), продавцы одежды и обуви (Спортмастер, Bosco Di Ciliegi, Nike, Adidas и др.), а также фармацевтические компании (Benckiser, Фармстандарт, Буарон, Valeant и т.д.).
 
Попов Алексей, Аналитический центр Vi

 

 
Члены АКАР
Партнёры АКАР