Состояние и перспективы российского рынка рекламы в кинотеатрах

Сегмент рекламы в кинотеатрах один из 6 сегментов – наряду с телевидением, прессой, радио, наружной рекламой и Интернетом – которые традиционно представлены на рекламном рынке, как в России, так и за рубежом. По оценке ZenithOptimedia, в 2012 году в мире данный сегмент собрал примерно 2.75 млрд.долл. рекламных бюджетов.
 
Российский рынок рекламы в кинотеатрах в последние 5 лет демонстрирует завидную динамику, как в абсолютных значениях, так и в сравнении с отечественным рынком рекламы в целом. По оценке АКАР, за период с 2007 по 2012 год объем этого сегмента вырос с 0.44 до 1.11 млрд.руб. или в 2.5 раза. И это с учетом тяжелейшего кризиса 2008-2009 гг. При этом весь рекламный рынок в России за те же пять лет увеличился лишь на 38%.
 
У отечественного рынка есть существенный потенциал роста, который сейчас, судя по всему, начинает постепенно реализовываться. Дело в том, что если на наиболее развитых зарубежных рекламных рынках доля кинотеатров в общих рекламных бюджетах доходит до 0.6-0.7%, то в России данный показатель составляет пока менее 0.4%. Но не следует забывать, что в 2007 году этот показатель равнялся 0.2%.
 
Сегодня население нашей страны крайне неравномерно обеспечено услугами кинотеатров – в городах-миллионниках на 100 тыс. населения приходится 4.31 кинозала (экрана), в городах с населением от 500 до 1000 тыс.жителей – 3.16, в городах с населением в 250-500 тыс. – 2.62, а в среднем по России данный показатель равен 1.92 экрана. И если в миллионниках насыщенность услугами кинотеатров приближается к среднеевропейскому уровню, то в остальных она пока еще не достаточно высока. Другими словами, в настоящее время есть возможность существенного прироста количества кинозрителей (и соответственно рекламных бюджетов) за счет средних и относительно небольших городов. И инвестиции в этом направлении уже делаются.
 
Еще одной особенностью данного сегмента является его структура. Общие рекламные бюджеты, собираемые в кинотеатрах, включают в себя две основных составляющих: а) собственно за размещение рекламы на экранах кинотеатров; б) от остальных рекламных активностей в рамках кинотеатров: indoor, BTL. По оценке экспертов АКАР, в 2012 году экранная реклама принесла бюджетов на 910 млн.руб., остальные доходы от рекламы составили 200 млн.руб., то есть примерно 18%.
 
К основным трендам отечественного рынка рекламы в кинотеатрах следует отнести:
во-первых, параллельное развитие двух систем размещения рекламы на экранах – с гарантией сроков и с гарантией количества зрителей;
 
во-вторых, пакетирование экранных и индор возможностей в комплексные предложения, такие как брендирование и нейминг кинозалов;
 
в-третьих – развитие технологий мониторинга показов роликов и размещения рекламы в фойе кинотеатров.
 
Шиловский Павел,
директор по стратегическому развитию Агентства «Синема 360»
 
Веселов Сергей,
директор по маркетинговым исследованиям Аналитического центра «Видео Интернешнл»

Члены АКАР
Партнёры АКАР